Материаловедение слингопроизводства или слинги и их ткани

Print Friendly

В процессе поиска ответов на некоторые «слинговопросы» авторы насобирали по крупицам информацию про те или иные свойства разных тканей. По мере сил материал будет добавляться. Уже сейчас в тексте можно найти указания на дополнения, которые будут сделаны в ближайшее время. Информация рассчитана на обычных слингомам, не имеющих специального образования в сфере текстильного производства.

Оговорим, что окончательный вариант обещает быть весьма объемным. Все, что представлено ниже — попытка ответить на вопросы, достаточно часто возникающие в последнее время в слингомамской среде. В конечном итоге предполагается создать два равнозначных текста, один из которых будет более наукообразным, а второй более доступным для понимания, но и менее подробным. Каждый сам сможет выбрать для себя, насколько детальный ответ ему необходим.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Предупреждение: убедительная просьба обязательно изучить раздел авторского права тут.

Оригинал этого текста находится тут. Также существует ОФИЦИАЛЬНОЕ зеркало на сайте Слингоконсультант.

Авторские права на текст и фотографии принадлежат автору статьи, Воробьевой Ольге ([info]slingshop), www.slingshop.ru;
авторские права на рисунки принадлежат их  создателю Наталье Заславской ([info]_taat_),www.sling-expert.ru

По всем вопросам обращаться: info@slingshop.ru

I. Теория и терминология

Наверняка все более или менее представляют себе процесс ткачества: вертикальные нити (нити основы или оснóвные), между которых прокладываются горизонтальные ряды (утóчные нити или утóк). Собственно, тип плетения как раз и зависит от взаиморасположения этих двух систем.

Место пересечения нитей называется перекрытием (так как одна нить всегда перекрывает другую нитку). Различают основные и уточные перекрытия, в зависимости от того, какая нить идёт сверху, основы или утка. На схемах, соответственно рисуют закрашенную либо пустую клеточку.

Фото тканиПереплетение

Еще одно необходимое нам понятие — раппорт, наименьшее число нитей, после которых рисунок плетения повторяется. Соответственно, нити отсчитываются как по горизонтали, так и по вертикали.

Раппорт

Рассматривать все плетения подряд мы пока не будем. Обратимся лишь к тем, которые нам понадобятся в дальнейшем.

Полотняное переплетение

Полотняное переплетение Самое простое и распространенное плетение. Основная и уточная нити тут чередуются через одну. Схема такого переплетения напоминает шахматную доску. Поверхность ткани получается ровной, одинаковой с лицевой и изнаночной стороны.

Саржевое переплетение

Саржевое переплетение Для такого плетения используется не менее 3 ниток по утку и по основе (в интересующих нас вариантах речь пойдет о 4 нитях, из этого и будем исходить). При создании каждого следующего горизонатльного ряда, рисунок смещается на 1 нить, из-за чего образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани. Лицо и изнанка ткани, созданные таким способом, будут различаться.

Атласное и сатиновое переплетения

Для таких плетений используется не менее 5 нитей по основе и утку, а при создании каждого следующего горионтального ряда происходит сдвиг на 2 и более нитей (а не на одну, как в полотняном или саржевом плетении). Позволяют придать ткани гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Атласное переплетение Атласным плетение называется в том случае, когда на лицевой стороне 1 нить основы (вертикальная) идет над несколькими нитями утка (горизонтальными), то есть длинные перетяжки идут сверху вниз.
Сатиновое переплетение В сатиновом же плетении все наоборот — длинные перетяжки образуются уточными нитями (1 горизонтальная нить идет над большим числом вертикальных). И идут справа налево. Как видите — сплошная математика. Ничего сложного.

«Двойное диагональное» переплетение

Двойное диагональное переплетение Так его принято называть в «слингомамской» среде. По типу это одна из разновидностей саржи. При таком плетении получается гладкая ткань, а лицо и изнанка неразличимы.

Жаккардовое переплетение

Используется для создания на ткани крупного рисунка (как правило, для таких рисунков нужен раппорт более 24). Ткут такие полотна на специальных жаккардовых машинах, которые позволяют задать для каждой отдельной нити собственный алгоритм использования. Классический пример жаккардового плетения — любой гобелен. Процесс весьма трудоемкий и требует больших временных затрат, зато и получить можно практически любой рисунок по сложности, размеру, форме, сюжету и цвету. Так что графической схемы «среднестатистического» жаккардового плетения просто не существует. Подробнее о работе жаккардового станка можно почитать тут. Также мы планируем рассказать об этом более доступно в расширенной версии статьи.

Слинг-шарф из жаккардовой ткани

Слинг-шарф из жаккардовой ткани
(ТМ «Дидимос», расцветка «Листья»)
вверху: общий вид элементов узора
внизу: переплетение нитей

 

Такие ткани имеют изнанку, однако в зависимости от конкретного рисунка и личных ваших предпочтений полотно может восприниматься как имеющее 2 разных, но одинаково подходящих для показа на людях стороны.

II. Практика

Пока мы попытаемся ответить всего на несколько вопросов:

1. В чем же отличие слингов «Дидимос» из жаккардовых тканейи жаккардового плетения?

С лингвистической точки зрения «жаккардовые ткани» и «жаккардовое плетение» воспринимаются как синонимы. То есть вполне логично считать, что жаккардовые ткани изготавливаются жаккардовым плетением, но зачем тогда заявлять, что это 2 разных типа слингов?

Как мы уже выяснили в теоретической части, жаккардовое плетение используется для создания довольно большого и сложного тканого рисунка (то есть такого рисунка, который выплетается на ткани, а не наносится туда после создания самого полотна).

 

Давайте посмотрим на серии «Индио» и «Дидимос» с листьями.

Дидимос Индио
Дидимос Листья

Вся площадь слинга серии «Индио» занята геометрическим рисунком, а во втором случае мы четко выделим синий на лице и красный на изнанке фон и сами вытканные листья.

Слинги «индио» полностью сотканы жаккардовым плетением. То есть даже глядя на однотонный «индио» вы однозначно определяете полоски и ромбики. А так как рисунок состоит из различных геометрических фигур, то и на изнанке вы получаете либо тот же самый (в случае одноцветных шарфов), либо обратный рисунок (в случае двухцветных шарфов «индио»).

Дидимос Индио, переплетение, лицо

Дидимос Индио, переплетение, изнанка

В слингах жаккардовой ткани этим самым жаккардом выполнен только сам «рисованный элемент» (в нашем случае — листья). Основной фон имеет атласное плетение.

Дидимос Листья, переплетение, лицо и изнанка

То есть если из процесса создания «индио» убрать жаккардовое плетение, то мы получим просто шарф полотняного плетения. В случае же с так называемой жаккардовой тканью убирание элементов жаккардового плетения даст нам просто атласное полотно (что использовал дидимос для создания своих слингов Limited Edition летом 2007 года:КарибикаГортензия).

2. Почему некоторые слинги «Гирасол» имеют изнанку?

Гирасол, саржевое переплетение

Гирасол, двойное диагональное переплетение

На фото слинги 13 расцветки. Издали и с лицевой стороны отличить их сложно. Вблизи же на лицевой стороне слинга «с изнанкой» будут видны диагональные бороздки, а на обратной стороне будет привалировать цвет уточной нити с редкими вкраплениями нитей основы. Подобные слинги сотканы простым саржевым плетением.

Двусторонний шарф соткан «двойным диагональным» плетением, то есть обратная сторона просто является зеркальным отображением лицевой.

Гирасол, саржевое переплетение, лицо

Гирасол, саржевое переплетение, изнанка

«Гирасол», расцветка №13, простое саржевое плетение,
лицо и изнанка отличаются

 

Гирасол, двойное диагональное переплетение

Гирасол, двойное диагональное переплетение

«Гирасол», та же расцветка, «двойное диагональное» плетение,
лицо и изнанка одинаковые

 

Гирасол, изнанка одностороннего и двухстороннего шарфов

Гирасол, лицо одностороннего и двухстороннего шарфов

Какое плетение выбрать? Кто-то предпочитает мягкость и рыхлость саржи, а кому-то важно, чтобы при отвороте не было заметно разницы в сторонах слинга. Самое главное, что после стирки оба гирасола становятся еще мягче и тактильная разница между ними незаметна. (Авторы постараются рассказать о различиях подробнее, так как в данный момент ожидают консультации специалиста по материаловедению швейного производства).

3. Что особенного в слингах «Элла ру»?

Слинги–шарфы весь мир традиционно делит на трикотажные («тянущиеся») и тканые («нетянущиеся»). Среди последних отдельно стоит поговорить об «Элла ру». Их «изюминка» — полотняное плетение. С одной стороны, это плетение самое прочное, так как при нем образуются минимальные перекрытия (каждая нить основы либо ныряет под, либо идет над каждой нитью утка). С другой стороны, у подобных тканей минимальная растяжимость по диагоналям.

Вообще тканые шарфы не тянутся ни вдоль, ни поперёк, но при нагрузках по диагонали, под углом, ткань «двойного диагонального» плетения не только тянется (то есть из прямоугольного куска получается параллелограмм), но и нити её несколько смещаются, «едут» друг относительно друга. При полотняном же плетении нити практически не смещаются, даже когда ткань рыхлая, как у «Элла ру», — просто перекрытия короткие, то есть «пространства для маневра» у нитей почти нет.

Слинги этой марки — одни из самых тонких. Кому-то в таких слингах будет не очень удобно, так как чем ткань тоньше, тем ощутимее она на плечах и тем тщательнее её нужно расправлять для комфортного ношения. Однако, пожалуй, для лета это один из самых подходящих вариантов.

Элла Ру

Элла Ру, переплетение, лицо

Элла Ру, переплетение, изнанка

4. Что общего между шарфами марок «Гирасол», «Дидимос» «полосы», «Шторхенвигe», «Хоппедиц» и «Эстетика»?

Если вы читаете текст подряд, а не ответы на отдельные вопросы, то наверняка уже догадались, что все указанные выше слинги сотканы «двойным диагональным» плетением (смотри выше про возможные вариации «Гирасола»). И тем не менее, даже по фото, не говоря уже о тактильных ощущениях, шарфы различаются. Об этом авторы планируют написать в «наукообразном» варианте статьи.

Скажем только, что все дело в плотности ткани (то есть сколько нитей по основе и утку приходится на 10 см2) и свойствах нитей.

Слинги всех рассматриваемых марок сделаны из хлопка и одинаково хорошо тянутся по обеим диагоналям. Среди слингомам бытует мнение, что самые плотные слинги — «Хоппедиц». Однако данное утверждение не совсем верно. Расцветки в мелкую разноцветную полоску, действительно, гораздо плотнее остальных вариантов. «Гирасол» и «Шторхенвиге» вполне сравнимы по этому показателю (чуть более плотными будут «не-мелкополосатые» расцветки «Хоппа»). Как видно по фото ниже, «Дидимос» для своих слингов использует разные по толщине нити основы и утка (в «Гирасолах» это не так бросается в глаза).

Отдельно стоит отметить «Эстетику» — видимо, из-за того, что нити, из которых сделана ткань, достаточно сильно скручены, шарф получился немного жестче, чем остальные рассматриваемые марки. В новом виде «Эстетика», «Дидимос» и «Шторх» воспринимаются как достаточно жесткие и сильно мнущиеся шарфы (опять же, из-за достаточно сильно скрученных нитей). Однако напоминаем, что о жесткости шарфа стоит судить уже после стирки (а лучше и не одной), так как даже изначально мягкие «Гирасол» и «Хопп» от нее становятся только лучше.

Какой шарф выбрать — решать маме. Основные свойства у заявленных марок одинаковые, небольшие различия лишь в деталях. А проще — выбрать понравившуюся расцветку, ведь погода сейчас (как зимой, так и летом) непредсказуема, в жару будет жарко даже при ношении ребенка на руках без слинга — от самого факта наличия маленькой печки рядом, а зимой вы все равно будете достигать комфорта надеванием очередного слоя одежды. Однако, если ваш бюджет позволяет приобрести несколько шарфов, то подумать о толщине ткани при выборе можно.
«Гирасол»
(расцветка №13):

Гирасол, расцветка N13 Гирасол, расцветка N13, переплетение
«Дидимос»
(расцветка «Мартин»):

Дидимос, расцветка Мартин Дидимос, расцветка Мартин, переплетение
«Хоппедиц»
(расцветка «Delhi»):

Хоппедиц, расцветка Delhi Хоппедиц, расцветка Delhi, переплетение
«Шторхенвиге»
(расцветка «Johannes I»):

Шторхенвиге, расцветка Johannes I Шторхенвиге, расцветка Johannes I, переплетение
«Эстетика»
(расцветка «Каппучино»):

Эстетика, расцветка Каппучино Эстетика, расцветка Каппучино, переплетение

 

На какие вопросы планируем отвечать в скором времени:

1. Как создать эксклюзивную расцветку Гирасола (http://www.sling-expert.ru/?page=articles/modelling)

2. Чем отличаются «Дидимос», «Хоппедиц», «Эстетика», «Гирасол» и «Шторхенвиг» (надеемся раскрыть тему подробнее). Отдельно — про «Шторхенвиг» «Лео».

3. Какую ткань для слинга мне лучше купить в магазине (свойства тканей).

4. Мы планируем дополнять раздел по мере появления у нас образцов для исследований («Мери Кери», «Бали Бейби Бриз»).

5. Ряд разделов в «наукообразной версии» будет описан более подробно.

 

Авторы выражают благодарность:

Ольге Браташ, создателю www.estetica-sling.ru и коллективу www.koalas.ru за консультации;

Хэппимамашоп happymamashop.livejournal.com за предоставленные образцы ткани.

 

Источники:

  1. www.didymos.de
  2. www.storchenwiege.de
  3. www.tkach.by.ru
  4. Виды тканей для слингов
  5. Комплект учебно-наглядных пособий (фолий) по курсу «Материаловедение швейного производства»
  6. Евгения Сипарова. Как подобрать ткань и сшить слинг-шарф?
  7. Статья «Переплетение нитей» в Большой советской энциклопедии
  8. Теория переплетений. Составитель: к.т.н., доцент Д.Е.Ефремов, Научный редактор: к.т.н., доцент Г.И.Толубеева
  9. А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. Материаловедение швейного производства. М., Издательский центр «Академия», 2005
  10. Н.А.Савостицкий, Э.К. Амирова. Материаловедение швейного производства. М., Издательский центр «Академия», 2006